Президент Украины Владимир Зеленский дал поручение Кабинету министров разработать и передать на рассмотрение Верховной Рады законопроект о легализации гемблинга. Документ должен быть подготовлен в кратчайшие сроки — до 1 октября 2019 года.
Предполагается, что до 1 декабря состоится обсуждение закона в парламенте и уже в 2020 году на Украине снова появятся легальные казино. Но готова ли страна к столь стремительным и серьезным изменениям?
Мораторий на азартные игры
Запрет на азартные игры на Украине действует с 2009 года. Главным проводником моратория стала Юлия Тимошенко, которая в то время занимала пост премьер-министра. Разговоры о необходимости ужесточения игорного законодательства велись задолго до 2009 года, но поводом для стремительного развития событий стал пожар в одном залов игровых автоматов в Днепропетровске.
Через неделю после трагического события на голосование в Верховную Раду был вынесен проект закона, который получил одобрение большинства депутатов, а еще через месяц закон вступил в силу. Фактически в одночасье вне правового поля в стране оказались любые азартные игры в любых интернет казино на деньги из рейтингов за исключением государственных лотерей.
Формально с 2009 года на Украине в сфере легального гемблинга находилось три лотерейных оператора: Украинская национальная лотерея (УНЛ), «Молодьспортлото» (М.С.Л.) и ЗАО «Патриот». Последняя компания сильно сдала позиции и с середины 2010-х годов не играла заметной роли. Зато УНЛ и М.С.Л. упрочили положение именно благодаря действию моратория. Под вывесками этих операторов на улицах украинских городов стали появляться лотомаркеты, в которых под видом лотерей посетителям предлагалось делать ставки на игровых автоматах.
За 10 лет действия запрета число действующих залов с игровыми автоматами выросло в несколько раз. Бизнес полностью находится в теневом секторе, а значит все доходы от него перераспределяются между владельцами салонов и представителями правоохранительных органов или чиновниками, которые закрывают глаза на работу подпольных казино. В эти клубы может зайти любой желающий, здесь не проверяют документы и не смотрят на возраст игроков.
В 2014 году в высших эшелонах власти впервые заговорили о необходимости наведения порядка в сфере гемблинга. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что усилия правоохранителей будут направлены на выявление и ликвидацию игорных клубов. К 2017-му общими усилиями удалось закрыть 1,3 тысячи нелегальных казино, однако общее число лотомаркетов за это время увеличилось. После ликвидации одного салона поблизости открывался другой или даже несколько.
Первые шаги навстречу легализации
Осознав бесполезность борьбы с залами игровых автоматов, чиновники заговорили о необходимости пересмотра законодательства в сторону жесткого регулирования гемблинга, а не его запрета. Первые проекты закона с таким содержанием появились на Украине в 2015 году. Однако ни один не сумел пройти через сито комитетов Верховной Рады и попасть на пленарное обсуждение.
Различные версии законопроекта блокировались заинтересованными сторонами и складывалось впечатление, что власть имущие ограничиваются одними разговорами и сами не хотят менять существующий порядок. Тем временем, ежегодный оборот нелегальной индустрии гемблинга оценивался экспертами в 5 млрд гривен. Дошло до того, что Международный валютный фонд включил пункт о легализации азартных игр в список условий, необходимых для одобрения выдачи стране очередных кредитов.
Популярной среди политиков стала тема частичного ограничения гемблинга с образованием особых территорий, в которых должны были возводиться казино. Обсуждалась перспектива создания четырех игорных зон, а для трех даже назывались конкретные места: Луганская область, северная часть Крымского полуострова и западные районы страны, граничащие со странами Евросоюза. Эксперты скептически высказывались по этому поводу, полагая, что для столь амбициозных проектов не удастся найти инвесторов.
Новый президент — новая жизнь?
Еще во время предвыборной президентской кампании в общении с журналистами Владимир Зеленский высказался за легализацию казино. По его мнению, на Украине мог бы появиться собственный Лас-Вегас — регион, который будет развиваться опережающими темпами за счет игорного бизнеса, привлекать туристов и приносить в казну государства дополнительные доходы. К этой идее он возвращался несколько раз уже будучи президентом страны. И вот — официальное поручение о разработке законопроекта и внесении его в Верховную Раду. Но что думают по этому поводу депутаты, которым придется участвовать в голосовании?
Позиции политических партий
Получив на парламентских выборах более 43% голосов избирателей, партия «Слуга народа» впервые в новейшей истории Украины сумела сформировать большинство, необходимое для принятия в Верховной Раде любого решения. Это означает, что закон о легализации гемблинга на Украине действительно может быть принят в срок, установленный президентом страны — до 1 декабря 2019 года. Кстати, ответственным за прохождение закона помимо глава фракции «Слуга народа» Давида Арахмии назначен спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков.
Представители других политических сил имеют неоднозначное отношение к идее легализации гемблинга. Депутаты от «Батькивщины» и «Европейской солидарности» публично не высказываются по данному вопросу. Руководство «Оппозиционной платформы — За жизнь» также не делало официальных заявлений о солидарной позиции, однако депутат Юрий Павленко уверен, что государство должно регулировать азартные игры, а не запрещать их. По его мнению, казино должны размещаться на территории дорогих отелей в строго ограниченных законом игорных зонах.
Законодательные нюансы
Эксперты говорят о необходимости тщательной проработки законопроекта. Только в этом случае процесс легализации гемблинга приведет к положительному эффекту. В документе должны быть учтены положения, которые не позволят теневым представителям бизнеса остаться на рынке. Существует и другая опасность — что рынок окажется монополизирован действующими операторами, которые активно лоббируют свои интересы, или новыми компаниями. Также необходимо предусмотреть механизмы защиты уязвимых социальных групп от поголовного приобщения к азартным играм.
Для соблюдения равновесия в проекте закона должно быть четко прописано, какие ведомства и каким способом станут контролировать индустрию гемблинга и какое наказание будет предусмотрено за нарушение правил, считает директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.
Другой важный аспект — как будет исчисляться налогообложение возрожденной сферы.
Велика вероятность, что легализация не приведет к декриминализации игорного бизнеса, в котором сейчас царит коррупция. Принятие закона также потянет за собой изменения в Уголовном кодексе, где сейчас предусмотрена статья за организацию нелегальных азартных игр. Все эти моменты должны быть учтены в документе, на разработку которого у Кабмина есть менее месяца. Неизвестно, чем будут руководствоваться чиновники при составлении новых правил. Возможно, за основу будет взят один из разработанных ранее проектов закона.
Легализация вызовет зависимость?
Опыт регулирования индустрии гемблинга в европейских странах способен подсказать украинским чиновникам несколько непреложных истин, которые позволят оградить от азартных игр незащищенные слои населения и вывести развитие бизнеса на цивилизованный уровень:
- Во-первых, все посетители казино должны быть совершеннолетними и иметь право на самоисключение из числа клиентов. Такая практика позволяет людям, которые ощущают зависимость от азартных игр, ограничить себя в доступе к игровым автоматам, рулетке и другим развлечениям на деньги.
- Во-вторых, казино самостоятельно должны составлять списки проблемных игроков, которым по тем или иным причинам будет запрещен вход в заведение.
- Наконец, должна продвигаться культура игры в казино, которая заключается в идее, что азартные игры — одна из форм приятного проведения досуга, а не способ заработка и обогащения. Такие шаги наряду с реальной борьбой с нелегальными игорными заведениями приведут к формированию на Украине цивилизованной сферы гемблинга, отчего выиграют обычные граждане и государство в целом.